В 2009-м в рамках «сердюковской военной реформы» произошел мучительный переход от дивизионной структуры сухопутных сил к бригадной. Тогда наша армия еще собиралась воевать с проклятой НАТО, а бригада, которая формирует батальонные тактические группы, куда эффективнее в локальном конфликте. Что, кстати говоря, и было продемонстрировано в ходе гибридной войны на Донбассе. Но вот, если готовиться к большой войне с Западом, то полноценные дивизии, представляющие собой фактически маленькие армии, являются более удобным инструментом.
Шойгу уже отрапортовал, что с начала 2015 года в Западном военном округе были созданы около 30 соединений и воинских частей. В конце ноября министр сообщал, что в Южном военном округе к тому моменту сформировали свыше 15 соединений и частей, причем формирование еще двух соединений находилось в завершающей стадии. Ранее сообщалось, что в 2015 году в Западном военном округа была создана новая 1-я танковая армия, штаб которой расположился в Подмосковье. При этом, по данным печати, 20-я общевойсковая армия округа фактически была сформирована заново в связи с передачей большей части ее войск в состав 1-й танковой. Не исключено, что новые дивизии и должны составить 20-ю армию.
Это данные на январь 2016.
С того времени добавилось еще
Россия формирует три дивизии вдоль границы с Украиной: две на своей территории, одну на территории Беларуси. По данным нашей разведки, это будут не три дивизии, а три армии.
Для чего все это - думаю понятно.
Но для комплектации и развертывания этих армий и прочих соединений в боевые порядки нужно в короткое время мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы. Так только личного состава потребуется под 200 тыс.
И вот позавчера по приказу Верховного главнокомандующего министр обороны объявил внезапную проверку мобилизационной готовности всех четырех военных округов, то есть проверку мобготовности всей страны. В масштабе всей страны началась проверка способности быстро перейти на военные рельсы. Она продлится до 22 июня.
Если переводить с военно-бюрократического, речь идет о репетиции всеобщей мобилизации. В советские времена ее предполагалось проводить в так называемый «угрожаемый период», когда конфликт с Западом или с Китаем зашел так далеко, что ясно – широкомасштабной войны не избежать. И вот в этот момент из запаса предполагалось призвать миллионы резервистов, вооружить их, быстро напомнить давно позабытые на гражданке навыки обращения с оружием, обеспечить то самое «слаживание», о котором говорил Шойгу. А потом бросить в бой, в котором практически все эти вовсе неподготовленные люди были обречены погибнуть, но выполнить боевую задачу, поставленную командованием фронтов, в которые должны превратиться военные округа.
Сказать, что такие учения представляют собой откровенную провокацию – ничего не сказать. Напомню, что Первая мировая началась после того, как противостоявшие державы объявили мобилизацию, чтобы попугать друг друга. А «внезапная проверка» войск, объявленная Владимиром Путиным 26 февраля 2014 года, закончилась присоединением Крыма и «секретной войной» на Донбассе.
***